пятница, 31 июля 2009 г.

Cлучайные открытия XX века, перевернувшие мир.

Многие выдающиеся открытия происходят случайно. Гению остаётся лишь заметить то, что видят все, но проходят мимо. Ведь яблоки падали на голову человечеству и до Ньютона, а Архимед не был первым среди людей, принимавших ванну...
Это спасло миллионы жизней!

Грязь на рану

Классика жанра среди таких случайных вспышек гениев - открытие первого антибиотика пенициллина в 1928 году. Оно произошло благодаря обыкновенной… неряшливости. В отличие от своих аккуратных коллег шотландский бактериолог Александр Флеминг не выбрасывал использованные чашки с бактериями по 2-3 недели и принимался за уборку только тогда, когда на лабораторном столе их уже некуда было ставить. Однажды одна из чашек покрылась сине-зелёной плесенью. К удивлению исследователя, эта самая грязь убила все находящиеся в чашке стафилококки. Так был открыт первый антибиотик - пенициллин. Поначалу его выделяли непосредственно из плесени, а потом стали производить синтетическим путём.



Другая счастливая случайность - открытие нашим хирургом Николаем Коротковым звукового метода измерения артериального давления, положившее начало учению о гипертонической болезни. Вряд ли есть другое открытие, которое сегодня так широко используется в медицинской практике. Ведь метод Короткова - это тот самый механический тонометр, который сегодня есть не только у каждого врача, но и почти в каждом доме… Это случилось во время Русско-японской войны в 1904 году. Молодой хирург добровольцем отправился на фронт, задавшись целью уменьшить число инвалидов среди тяжелораненых солдат. Но как ещё до операции понять: можно перевязывать конечность с повреждённой артерией или она омертвеет после перевязки и её придётся ампутировать? Выслушивая сосуды раненых фонендоскопом, Коротков обнаружил непонятные звуки, которые при сжатии и ослаблении манжеты на конечности чередовались строго закономерно. Именно это чередование звуков и легло в основу нового метода измерения давления у человека.



Змеи - гипертоникам

Другой прибор, кардиостимулятор, сохраняющий сегодня жизнь миллионам людей с заболеваниями сердца, был изобретён вообще по ошибке. В 1941 году инженер Джон Хоппс по заказу ВМФ США проводил исследования с целью найти способ максимально быстро обогреть человека, долго пробывшего на морозе или в холодной воде. Он попытался использовать для разогрева высокочастотное излучение и случайно обнаружил, что сердце, переставшее биться из-за переохлаждения, можно снова запустить электрическими разрядами. На основе открытия Хоппса в 1950 году был создан первый кардиостимулятор.



Жарарака

Сегодня врачи уже не представляют лечение целого ряда болезней сердца и сосудов без препаратов под названием «ингибиторы АПФ» (они препятствуют сужению сосудов и за счёт этого снижают артериальное давление). А появились они благодаря… кровожадности змей. Точнее, самой ядовитой бразильской змеи жарараки. Бразилец Серхио Ферейра заметил, что у укушенных гадиной внезапно и очень сильно понижается кровяное давление. В 1965 году он выделил из яда змеи вещества, которые блокировали один важный фермент, участвующий в регуляции тонуса сосудов (тот самый так называемый ангиотензинпревращающий фермент - АПФ). Через несколько лет в лаборатории создали первый препарат на его основе. Так началась эпоха ингибиторов АПФ в кардиологии. Правда, сегодня новейшие препараты этого класса получают без помощи змей, синтезируя в лаборатории.

По материалам АиФ

Комментариев нет: